kirkonhiiri - Жупел Русофобов (kirkonhiiri) wrote,
kirkonhiiri - Жупел Русофобов
kirkonhiiri

Хватит искать кошек! (там, где их нет)

Начать хотелось бы с того, что время мифологического сознания не закончилось. Этому можно радоваться, этому можно печалиться, но никуда это мифологическое сознание не исчезло. Чувство сопричастности к любому коллективу, будь-то нация или школа Мавродина-Фроянова, немыслимо без общности памяти о прошлом, память, в отличие от истории, избирательна, а следовательно, мифологична. Историческая наука в любое время худо-бедно обеспечивала потребность общества в такой картине памяти, написав для его потребы национальные исторические нарративы про Карла дер Гроссе и Шарлеманя. И продолжает их писать. Потому как статьи в малотиражных "братских могилах" - одно, а популярные в массах книги на историческую тематику - другое.

Теперь про явление. Если его характеризовать одним словом - это оксидентализм. И появление его закономерно по целому ряду причин.

Первая причина заключается в том, что под санкт-петербургским оксидентализмом есть реальные исторические основания. На территории Нижегородской области его появление было бы более затруднительным и менее объяснимым. А вот в Беларуси, несмотря на лукашизм, а возможно, и благодаря ему, он развивается с опорой на изучение архитектуры и убранства готических костёлов. Невский край в этом отношении, конечно, не Беларусь, но и не Рязанская область.

Вторая причина или даже группа причин психологического свойства вызванных тем, что с евразийством в России явно переборщили. В итоге "особый путь", назойливо проповедуемый  евразийством, стал восприниматься как оправдание всего того, что раздражает многих обывателей - хамства, вороватых столоначальников и дпс-ников, грязных парадных и непарадных подъездов. Дескать, мы - евразийцы духовные, и наш особый шик - смолить беломор на заплёванной лестнице и рассуждать о смысле жизни. Но не всем такого шика хочется.
Ещё одна сторона - евразийство стало восприниматься как одна из причин еврофобии. А еврофобия тоже несколько поднадоела.
Наконец, и это, пожалуй, самое главное - евразийство всё более начинает восприниматься как оправдание неконтролируемой миграции граждан среднеазитских государств.
Неоингерманландский оксидентализм является, таким образом, объяснимой реакцией на евразийство, попыткой заместить гумилёвско-дугинско-кургиняновскую "Евразию" "Скандославией" Д.С.Лихачёва.

Использование слова "сепаратизм" в этом контексте, однако, мне представляется неверным. Сепаратизм - это призыв к насильственному изменению строя и нарушению территориальной целостности государства. Это к Э.Кокойты, но он давно в Петербурге не живёт. Что касается представлений некоего выпускника истфака о распаде РФ в будущем, это скорее характеризует общую атмосферу в стране, а отнюдь не описываемое явление. Скорее следует употреблять слово "обособление", которое возможно без всякого сепаратизма. Можно взять пример старообрядцев. Или даже практикующих православных-никониан, которых Н.Митрохин склонен рассматривать, как субэтнос русского народа. В данном случае обособление вызвано не только какими-то идейными причинами, коренящимися в петербургском гоноре, но и в том, что Россия, как страна, очень разобщена территориально. Государство не стимулирует контактов между людьми из разных регионов. Поинтересуйтесь, сколько вариантов предложит Вам Дойче Бан для поездки из Бремена в Ульм? Десяток в день гарантированно. За 19 евро, если использовать минимальный тариф. А теперь то же самое от РЖД по маршруту Смоленск - Ярославль? Расстояние примерно тоже, но получится втрое дороже и вчетверо дольше. В СПб можно найти много тех, кто бывал в Финляндии, а много ли тех, кто бывал в Калужской области? А калужан, бывавших в Саратовской и того меньше. Так что у региональных обособлений свои причины, и не в регионалистском активизме они кроются.

Что касается Новгорода и тезиса о том, что в неоингерманландском дискурсе подчёркивается его "нероссийскость" и якобы даже "нерусскость". Данный тезис, как я его понимаю, отражает тот факт, что с появлением понятия "Россия" есть некие проблемы, притом, что вхождение Новгорода в единое централизованное государство было довольно поздним. На подобное восприятие Новгорода налагает свой отпечаток целый ряд событий из его истории - где и связи с варягами, и с Ганзой, удалённость от Орды, упомянутая уже демократическая традиция, опричный погром Иваном Грозным, присяга Карлу Филиппу и т.п. И во всём этом подчёркивании, мне кажется, есть опять же стремление среагировать на неуёмное желание продвигать идеи о благотворности ордынского правления на Руси, о славяно-тюркском союзе и т.п. гумилёвщине.

При этом, использование термина "ингерманландцы" вовсе не означает обожествление финского субэтноса инкеринсуомалайсет, а также води с ижорой, но скорее, стремление самодистанцироваться от всего того осознаётся как окружающий негатив.

Ну и, наконец, ответ на вопрос, почему некоторые "уважаемые краеведы" проникаются симпатией. Мне кажется, что он прост. Краеведы хотят, чтобы объект их любви - малая родина - хоть кого-то привлекал кроме них самих. Им приятно, что не только руины Мачу-Пикчу могут заинтересовать питерского туриста, но и руины усадьбы Врангеля в Торосово или изюмная кладка губаницкой церкви, чтобы увидеть которые достаточно проехать два часа на автомобиле. Или оказывается, что необязательно искать экзотику в песнях древних кельтов, когда рядом есть песни древней води.
Не надо искать сложные ответы, когда есть простые. Пользуйтесь бритвой Оккама.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments